Второе путешествие. Хорватия - Италия. Июнь 2009.

На бескрайнем морском просторе
Светят звездами маяки.
С тихой песней мы уходим в море,
Подпевай, друзья-моряки.

Сначала хотели на Сейшелы. А чего ? Стоимость чарта почти не отличается, только что авиаперелет на четверть глобуса - ну так бешеной собаке сто верст не крюк :). Однако же, помимо мировой экономики, кризис повлиял и на наши планы. Решили отдохнуть скромненько - снова в Средиземноморье.

Страной прибытия выбираем Хорватию. Во-первых, безвизовая, во-вторых, мы там ещё не были, в-третьих, всё близко - и Черногория, и Италия, и Греция ... Глубокую проработку маршрута отложили на потом.

Собрался экипаж, 6 человек, 3 пары (оптимальная лодка - на 3 каюты). Я и девушка Женя, Дима с женой Олей и мой друг из солнечной Москвы по имени Хусейн с женой Кристиной.

Вылет накомбинировался из Москвы. В целях экономии Ростов-Москва-Ростов решено преодолеть на машине, оставив её на парковке в аэропорту.

Лодку вновь берем через московское агенстство Марин.ру. Была идея взять напрямую, минуя посредника - но после проработки вопроса оказалось, что это экономически бессмысленно. Цены в чартерных компаниях и в Марин.ру оказались одинаковыми - очевидно, что Марин.ру живет за счет дилерской скидки и вполне её отрабатывает ... брать за те же деньги на себя гиммор с платежом за рубеж бессмысленно. Кстати, евровые цены на лодки по сравнению с прошлым годом упали процентов на 20 ... однако рост курса евро съел всю экономию.

После оформления чарта мы перешли к обсуждению маршрута. Очевидный выбор - Италия, в частности - Венеция. Недалеко (делов-то, Адриатику перемахнуть), душевно, шоппингово ... Единственный минус - шенген. Я выступил в том смысле, что в Средиземноморье на яхтах ходи куда хочешь, в маринах от тебя, кроме оплаты за ночлег, никому ничего не надо и вообще, я уже в Италию нелегально ходил :) Команда сначала бодро ответила, что со мной хоть на край света, но потом подумала, почитала интернет и сползла к какому-то "что-то я, Славик, очкую". Типа, давай всё-таки попробуем получить визы, пусть будут, а если не получится - тогда подумаем... Ну, ладно. Обращаемся в турфирму. Там нам говорят, что в пакет документов входит авиабилет (в Италию, естественно, а не в Хорватию, как у нас), бронь отеля и т.п. А в нашем случае, получить визу при отсутствии всего перечисленного - так не бывает. Прямо-таки провоцируют нас. "- Не бывает, вы говорите? -- сказал Воланд. -- Это верно. Но мы попробуем." Я захожу на сайт итальянского посольства, беру оттуда список документов ... вовсе там не обязателен авиабилет, нужно лишь подтвердить способ прибытия, т.е. теоретически можно просто техпаспорт на свой автомобиль приложить. Таким образом, за средство передвижения идет лодка, за отель - она же. Собираем необходимые справки, фотки, присовокупляем мою шкиперскую лицензию и карту Адриатики с нанесенным маршрутом, переправляем всё это Хусейну, тот отправляет секретаря в итальянское посольство, и вуаля - у нас итальянский шенген. Теперь он нам, как сберкнижка Шарапову, сердце греть будет, когда мы через Адриатику полезем :) Информируем турагенство, что они супротив нас - слабачьё, и с чувством выполненного долга начинаем паковать чемоданы.

В назначенное время без особых приключений прибываем в Домодедово и оттуда же в Пулу. Лодка нас ждет в городе Ровень, недалеко от Пулы, прибываем туда на такси. Вот карта с, забегая вперед, уже нанесенным пройденным нами маршрутом.

Находим марину, находим лодку, ждем, пока её приберут после предыдущих туристов, и вот наконец ! :) Квинтэссенция двухмесячных подготовительных действий - заселяемся. Неделя свободы ждет нас, йохохо ! :)

На столике в кают-компании стоит табличка - Welcome, mr.Petrunko and his crew. Приятно :)

А, да, забыл сказать. Половина фот плохого качества - это скриншоты с видеозаписи. Везде делать и фото, и видео было утомительно ...

Мы с Хусейном порываемся выйти в море, но ветер - 40 узлов. Слишком много для нас ... Идем гулять, фотографироваться и проводить маркетинговое исследование рынка общепита города Ровень :)

Тут уже можно сказать, что Хорватия мне понравилась ну просто очень. Типичная средиземноморская европейская страна. Маленькие городишки с узкими улочками, вымощенными булыжником. Очень доброжелательные жители. Рынок общепита - вообще нет слов. Дешево и вкусно. Неплохое местное вино. В общем, всё так, как и должно быть :)

На следующее утро, в целях экономии (денег и времени), завтракаем дома.

После завтрака выдвигаемся. Ветер уже не такой сильный, но вчерашний шквал разогнал волну, качает довольно прилично. Решаем идти в Пулу (см. карту). Однако, на сильной волне с непривычки некоторых укачивает. Поэтому, достигнув островов Бриони, причаливаем. Эти острова (давшие название одноименному бренду одежды) ещё со средневековья были местом отдыха верхов общества. Сначала римская знать, в начале 20-го века - европейцы, в конце же века тут устроил себе резиденцию и принимал красавиц югославский лидер Иосиф Тито. Упоминают даже Софи Лорен.

Находим марину, причаливаем и ступаем на твердую землю. Возле марины расположен великолепный отель. Парк, статуи. Гуляем, фотографируемся.

Интересно осмотреть весь остров. Навскидку есть два варианта : пешком или на специальном туристическом паровозике. Причем паровозик только прибыл, и как из-под земли выросшая толпа бабушек и дедушек начинает в него грузиться.

Но толкаться с бабушками как-то не тянет. И находится ещё один вариант - рент гольфомобиля. Поскольку наш шестеро, берем два авто (один для мальчиков, другой для девочек), и это выходит в те же деньги, что и паровозик.

По острову проложены узкие асфальтовые дорожки, на перекрестках установлены указатели. Движемся в глубину. Реальные чудеса начинаются практически сразу. В зарослях вдоль дорожки лежат олени, косули постоянно мелькаю за листвой. Какие-либо изгороди отсутсвуют, животные живут в естественной среде.

Через минут 15 езды лес заканчивается, начинается поле. Бегают зайцы. Появляется изгородь, за которой находятся копытные. И ещё - страусы. Гуляют фазаны.

Катим дальше. По указателю "След динозавра" попадаем на берег моря. Действительно, след :)

В одном месте набредаем на древние развалины.

Время аренды каров подходит к концу. Спешно катим обратно. Сдаемся. Заходим в магазинчик, покупаем сувениры. Надо сказать, что погода в начале июня оказалась холоднее, чем мы думали, и поэтому у нас ощущался дефицит теплых вещей. В этом же магазинчике продаются желтые такие плащи по 500 рублей на наши деньги, покупаем всем. Первая в жизни шмотка "от Бриони" :) Возвращаемся на лодку. На трапе соседней миллионерской яхты душевно дремлет собачка :)

Всем, кому было плохо (от качки), уже хорошо. Первоначальный план заночевать на Бриони модифицируем, решаем продолжить маршрут и достичь Пулы. Эх, поторопились мы на Бриони оплатить за ночевку в марине ... Сказано - сделано, вот мы и в Пуле. Швартуемся и идем туриститься по городу.

Колизей красивый. В катакомбах под ним магазинчик "антиквариата" стилизован под музей.

Вот этот памятник при внимательном рассмотрении, прямо скажем, веселый :) Надо в какой-нибудь журнал отослать, в рубрику юмора :) Никто не знает, что они хотели этим сказать ?

На следующее утро красиво отчаливаем.

На сегодня запланирована обязательная составляющая каждого морского похода, а именно - ночевка на якоре в диком месте. Решаем идти к островам и там искать удобную бухту. Несколько часов пути - и мы на месте. Находим бухточку ... на берегу - полчища чаек. Располагаемся на обед.

Некоторые чайки приплывают к нам и просят немного хлебушка :) Не жадничаем.

После обеда решаем, что бухта для нас недостаточно хорошая, и двигаем дальше. Через некоторое время находим бухту получше, сдаем максимально к берегу, сколько позволяет глубина, и располагаемся уже на ночь. Расстояние до берега велико, что не позволяет завести швартовые ... так что при перемене ветра могут быть проблемы. Хоть вахтенных выставляй ...

За бортом просто кишит рыба. Это сибасы. Вокруг брошенного кусочка хлеба начинает кипеть вода, как в форелевом хозяйстве. Пробуем поймать сибасов ведром ... Женя держит ведро и готовится подсекать, Хусейн бросает приманку. Но на хлебушек в ведре они не ведутся :)

Очень, очень жаль, что мы не захватили с собой кусок лески с крючком. Наловить вкусных сибасов было бы очень просто.

Далее придумываем развлекательную программу, как то - высадка на берег на динги (резиновая лодка). Девушки наводят красоту, Дима с Олей остаются охранять лодку, мы отбываем.

От лодки удается отъехать метров 20, как подвесной мотор глохнет. Под Димины подколки позорно возвращаемся обратно на лодку, гребем руками :) Девушки поднимаются на борт, мы с Хусейном занимается движком. Выясняется, что просто-напросто надо приоткрутить крышку бензобака - мотор глохнет из-за отсутствия доступа воздуха в бак и возникающего разряжения. Но у девушек уже нет настроения, поэтому едем вдвоем с Хусейном. На берегу ничего интересного, скалы и деревья, так что больше катаемся по бухте, исследуем её. Диких зверей, способных ночью перепрыгнуть на лодку и нас съесть - вроде на берегу не видно :) На обратном пути делаем бесценные фоты.

Ночуем, рано утром двигаем обратно. В этот день нас ждет длинный переход ... Завтра двигаем "to Venice", поэтому сегодня желательно подобраться к ней поближе ... Долгим утомительным переходом проходим больше, чем за предыдущие два дня - Пула, Бриони, Ровень ... Заходим на швартовку в городе Поречь. Отсюда нам до Венеции почти недалеко :)

Швартовка в Порече лично мне запомнилась надолго. Швартовались прямо на городской набережной (под взглядами зевак), к каменной пристани, надо было плавно подойти к ней задом и закрепиться. Ничего сложного, если бы не сильнейший боковой ветер, который сносил лодку раньше, чем Дима успевал завести муринг, а Хусейн - швартовые. Пришвартовались попытки с четвертой. Фух ...

Сойдя же на берег - ощутили совсем другую атмосферу. Солнышко, ветерок :) ... мамаши с колясками, люди гуляют ... Располагаемся на лавочке и смотрим за швартовкой следующей лодки. Совершенно не кажется, что люди там находятся в критической ситуации, напрягаются изо всех сил и очень нервничают. Хотя в нашем случае можно было догадаться по доносящемуся трехэтажному мату :). Новая же лодка швартуется со второй попытки, причем экипаж - всего двое, мужчина и женщина. Женщина четко берет муринг и заводит на нос. Вот это я понимаю - боевая подруга ... На лодке поднимают желтый флаг (Quebec), что означает, что у них не выполнены пограничные формальности (типа вызывают погранцов). Надо же, первый раз вижу такое доскональное соблюдение правил. Эти явно нелегально через границу не ходят :)

Мы же идем гулять и расслабляться. Город оказался похож на Ровень - маленький и аккуратный.

Набредаем на выставку-продажу картин местного художника, который лично водит гостей из комнаты в комнату. Качество живописи на уровне "так и я могу", но некоторые сюжеты заставляют улыбнуться. Ничего не покупаем ...

Гуляем дальше. Фотографируемся.

Вся банда в сборе :) Слева направо : Оля, Хусейн, Дима (за Хусейном), Кристина, Женя, я.

Видим пришвартованный катамаран "Prince of Venice". Он курсирует между Ровенем и Венецией каждый день.

Поговорили с билетершей, та говорит, что Шенген не нужен, так отвезем :) Сначала думали отправить девушек катамараном, чтоб им не мучаться на лодке в многочасовой переход, но передумали. Украдут ещё таких красоток :)

Идем в портовую полицию - раз уж пошли по непорочному пути, шенген себе выправили - будем и дальше соблюдать формальности. В полиции дают для заполнения крю-лист, но говорят, что предъявить мы его должны перед самым отплытием, ибо после оного предъявления ступать на берег нам будет запрешено. Все серьезно :) Я грю, мы отбываем в пять утра, кто у вас в такую рань не спит ? Говорят, вот полицейская будка на причале, туда. Ну, ладно ...

На следующее утро я, ещё затемно, несу заполненный крю-лист и стопку паспортов в эту будку, полисмен там ставит печать, велит отметиться в Венеции и по возвращении сдать все обратно.

Отчаливаем. Весь экипаж спит, только мы с Димой на боевом посту. Закаты на море красивые, но и рассветы ничего ...

Ррромантика ... Только спать очень хочется :)

Ветер попутный, глубина большая, скорость средняя :

На экране GPS наша лодка выглядит такой большой, а Адриатическое море таким маленьким :)

Путешествие проходит без особого ажиотажа. Команда, пообвыкшись за предыдущие дни, на факт пересечения моря никак не реагирует. Лишь стая дельфинов вызывает интерес. Через некоторое время наc обгоняет "Prince of Venice" Быстрый, зараза.

Заходим в Венецианский залив. Венеция появляется на горизонте. На входе в бухту дежурит полицейский катер. А нам пофигу - мы с визами :)

Правда, катер на нас никак не реагирует. Приближаемся к берегу, углубляемся в острова. Движение на воде весьма интенсивное. Держимся ближе к "обочине", как начинающие автомобилисты :)

Через какое-то время встречаем что-то типа города на воде. И хватает же ему глубины ...

Медленно движемся к сердцу Венеции - площади Сан-Марко. По пути встречаются марины, но мы на них не ведемся. Вопрос парковки в Венеции я проработал заранее и самым лучшим вариантом мне показалась марина на острове Сан-Джорджио, прям напротив Сан-Марко. Туда-то мы и крадемся, проявляя терпение при виде встреченных марин, как охотник на кабана при виде зайцев. Наконец ... вот она, наша красавица.

Свободное место всего одно, но есть (мы - фартовые). Швартуемся. Ну вот мы и в Венеции :) Расплачиваемся за ночлег. Мама родная, 90 евро в сутки ... У Венеции есть свои достоинства, но дешевизна не из их числа :)

Из нашей марины открывается отличный вид на Сан-Марко. Все так, как и задумывалось :)

Далее необходимо выполнить визовые формальности - поставить нам в паспорта штампы о прибытии, без этого наше пребывание нелегальное. Рядом на причале как раз дежурят двое полицейских с каким-то прибором типа здорового бинокля на штативе (очень напоминают наших гаишников с радаром, притаившихся на обочине). Спрашиваю у них, куда идти. Долго не понимают, что я от них хочу, в конце говорят - на площади Сан-Марко есть полиция, идите туда. Ну, ладно. Тут же на острове - остановка общественного местного транспорта. Ждем трамвай.

Переправляемся. Не сразу, но находим полицию. Там нам, уже сразу, говорят, что нам надо в более другую полицию, которая находится по такому-то адресу, и даже дают карту города. Идти неблизко. Вечереет. Понятно, что до закрытия мы туда не успеем. Решаем завтрашний день начать с посещения полиции и открытия виз. Возвращаемся на лодку уже в сумерках. В темноте Сан-Марко смотрится уже по-другому красиво.

В этой Венеции, блин, везде и всегда красиво. Хороший город, хоть и со своими недостатками ...

На следующее утро, зажав в руках паспорта с визами, но без штампов о прибытии, переправляемся на материк и гуськом по узким улочкам прибываем в искомую Стати Полисе. Сидит дежурный за стеклом, молодой парень. Показываю ему паспорт, объясняю, чего хочу. Он не понимает. Потом догадывается, что я хочу получить визу - говорит мне, так вот у вас виза уже есть, вам не надо. Штамп о прибытии, блин, мне надо. Не понимает. Берет мой паспорт, идет к начальнику. Возвращается. Говорит, вы не туда пришли. Вам нужно в другую полицию, которая находится в пассажирском порту. Штампы о прибытии ставят там. Когда моя команда услушала, что нас в третий раз послали в другое место, то, по общему мнению, решено было забить на формальности. Типа, мы сделали всё, что могли. Я исполняю короткий танец "А что я говорил", и мы (выходит, таки нелегально) вливаемся в стройные туристические ряды. И начинаем получать удовольствие.

Количество красоты значительно превышает ПДК. Быстро наступает передоз. И на очередное мозаичное панно или статую во дворе частного дома уже не реагируешь ...

Кстати, наш остров Сан-Джорджио оказался сам по себе не лишен прекрасного. Набережная красивая - каменные ступени, уходящие в воду, и тут же огромный собор.

Команда решила подняться на башню, возвышающуюся над Сан-Марко. Я же, порядком утомленный всей этой беготней, пользуясь случаем, немного отдохнул.

Фоты с башни.

Вид на остров Сан-Джорджио. Видна марина перед островом. Где-то там - наша лодка.

Экскурсия на остров Мурано, к стеклодувам.

Тут же, в маленьких кустарных мастерских, на глазах изумленной публики мастера изготавливают свои шедевры. Процесс сопровождается пояснениями.

Покупаю себе два красивых стакана. Личная покупка муранского стекла на острове Мурано дает стопроцентную уверенность, что это не китайская подделка :)

Обязательный пункт программы - катание на гондолах. Тут проявляется негативная сторона Венеции. Пресыщенные туристами (спрос явно превышает предложение), гондольеры ведут себя не очень красиво. Спрашиваем одного - кванта коста ? 120 евро за 40 минут, говорит. Я говорю, а вот на табличке (видать, городская администрация повесила, чтобы гондольеры не дурили туристов) написано, что 80 евро за час. А это если вы арендуете сразу несколько гондол - всё равно дурит туристов гондольер. Не люблю я эти лохоразводы ... движемся дальше.

В конце концов становимся в очередь на катание. Подходит гондола, первые садятся, очередь движется. Когда мы оказываемся вторыми-третьими, подваливает большая толпа украинцев. Их экскурсовод, видимо, в договоренностях с гондольерами, т.к. украинцев начинают брать вне очереди. Солнце, блин, печет нещадно, денег экскурсия стоит дурных, а тут ещё и сценка из советских времен в духе "вас здесь не стояло". Нервы мои не выдерживают. Из вариантов набить морду украинскому экскурсоводу или плюнуть на эту экскурсию я выбираю последнее. Неудобно как-то скандалить в чужой стране и всё такое ... Команда моя остается терпеть унижения. Вот их фоты.

Справедливости ради стоит заметить, что работа у гондольеров тоже собачья. Тут в шортах и майке просто сидеть жарко, а они одеты по форме, да ещё по этому солнцепеку веслом маслают безостановочно.

Я же тем временем в гордом одиночестве вернулся на лодку, принял душ и, с бокальчиком вина и банкой оливок, прекрасно провел время под навесом :) Ближе к вечеру (видимо за то, что я всё правильно сделал) бог послал мне прекрасное зрелище. Мимо острова проплыло фантасмагорическое нечто - непонятное двухярусное плавсредство, на "крыше" которого оркестр исполнял живую музыку на классических инструментах. Непонятно для кого и непонятно зачем.

"Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном."

Если кому доведется посмотреть фильм об этом путешествии (я постараюсь его выложить), то видео, конечно, лучше передает этот эпизод.

На следующее утро, как всегда подскочив ни свет ни заря, берем обратный курс.

Тут надо сказать, что летняя Венеция производит двоякое впечатление. С одной стороны, это всё-таки Венеция. С другой стороны, жара, толпы туристов и дурные цены ну просто совершенно всё портят. До этого я посещал Венецию в феврале и апреле - земля и небо, доложу я вам. В общем, настоятельно не рекомендую посещать Венецию летом. Не портите себе праздник.

Итак, обратный путь. Ветер опять удачный - галфвинд, да ещё и задувает не по детски. Ставим наш рекорд скорости на этой лодке - больше 7 узлов.

Без приключений прибываем в Ровинь.

Наша последняя ночь в Хорватии, завтра домой. Сдаем лодку. В этот раз чартерная компания вызывает специального аквалангиста, и тот проверяет днища сдаваемых лодок на предмет повреждений. Впервые такое вижу. Забираем страховой депозит и идем на берег, погулять напоследок.

На следующий день без приключений прибываем в Москву, прощаемся с Хусейном и так же без проблем прибываем в Ростов.

Выводы и рекомендации.

В общем и целом путешествие вышло удачным. Однако же, главное мое впечатление от этого трипа - это мы, выпучив красные от недосыпа глаза, куда-то прем :) Желание объять максимум возможного за такой короткий и ограниченный срок привело к тому, что всё в итоге смешалось в какой-то калейдоскоп, щедро сдобренный недосыпом. По здравому размышлению я решил, что не стоит пытаться объять необъятное. Яхтенный отдых - спокойный и размеренный, галопом по европам - это из другой оперы. Оптимальный план вырисовывается следующий : лодку надо брать не на одну неделю, а на две. На вторую неделю чарта лодки дается скидка - процентов 10. Ну и главное - удастся осмотреть намного больше, но спокойно и без лишних дерганий. "А сейчас мы медленно спустимся с горы..." :)