Как оптимизировать последствия ДТП.

На основе опыта собственных ДТП, коих было 3 крупных, одно среднее и несчитано мелких осмелюсь опубликовать свои размышления на тему, как оптимизировать последствия аварии - другими словами, как виновному попасть на меньше, а пострадавшему срубить побольше.

Итак, вы ехали, вдруг - он, по тормозам, поздно, скрежет сминаемого металла ... Есть контакт. Сильно не нервничать (не поможет, скорее наоборот), закурить сигарету и начать решать самый важный текущий вопрос - расходиться на месте или вызывать ГАИ (машины ни в коем случае пока не передвигать).

Естественно, вопрос этот стоит, только если виновник очевиден и сам это признает, если вопрос виновности спорен - ясен пень, без ГАИ не обойтись, назначать виноватого будут они.

Также нет никакого смысла вызывать ГАИ при обоюдке - заплатите оба по 500 рублей штрафа и потеряете время, больше ничего.

Для виновного тут ситуация однозначна - надо расходиться на месте. Экономится 500 рублей - такой штраф возьмет с виновного ГАИ, нету гиммора с проверкой на алко, с оформлением ДТП, с разбором, экспертизами повреждений и т.п. К тому же, как показывает практика, конторы-оценки насчитывают довольно приличные суммы - т.е. потом заплатить придется больше ... В общем, надо примерно прикинуть реальную стоимость ремонта и убеждать противную сторону взять деньги и ГАИ не вызывать. Мотивировать тем, что гиммор по оформлению будет большой и долгий, мол, зачем тебе это надо, вот я тебе живые деньги даю ... Можно даже обмолвиться в плане, что раз он не хочет по-человечески решить - зарплата у тебя 1000 рублей, долго он будет получать по решению суда по 300 рублей в месяц ... Если консенсус достигнут - после передачи денег неплохо взять расписку, мол, получил столько-то, претензий не имею. Реально - полученная в таких условиях расписка немногого стоит, да и после того, как машины покинули место ДТП - определить виновного уже сложно ... но для дисциплинирования противной стороны (чтоб не возникло соблазнов все равно обратиться в ГАИ, дескать, такой-то меня стукнул и скрылся) лучше её взять. Хуже не будет, во всяком случае.

Для пострадавшего - ситуация двоякая. С одной стороны, потом получить денег можно больше. С другой - вышеупомянутый гиммор и ненулевая вероятность получать деньги долго и понемногу. Тут абсолютную рекомендацию дать сложно, решение зависит от суммы, на ктр соглашается виновный в ДТП, от наличия свободного времени вообще и знакомых бандитов в частности ... В качестве уговаривания виновного заплатить побольше использовать сходные аргументы - ему меньше гиммора, экономит 500 рублей штрафа, потом заплатить придется больше - конторы-оценки насчитывают больше реальной стоимости ремонта (это правда).

Если с суммой контрибуции определились - сдвигать машины можно только после того, как деньги получены, пересчитаны и спрятаны в дальний карман. Это очень важный момент - никакие заверения "завтра привезу", паспорта-права в залог гроша ломаного не стОят, вестись на них можно, только будучи стопроцентно уверенным в порядочности виновника. Если денег с собой нет - пусть едет, ищет, ГАИ вы пока не вызываете, а машины пока так постоят. Ибо, как говорилось выше, если уехать (даже просто сдвинуть машину к обочине) - виновного в ДТП определить уже невозможно, зато можно поиметь обвинение "скрылся с места ДТП". Паспорт-права в залог - ничего не стоят, виновник спокойно может написать заявления об утере оных ...

На тему "разойтись на месте" - всё. Теперь - если на месте разойтись не удалось.

Вызываете ГАИ, часок его ждете, вот оно приехало. Тут следует понять, что с этого момента гайцы для вас - высшая сила, от них и только от них зависит, кто попадает на ремонт двух машин. Поэтому, несмотря ни на что - с ними не ругаться, не злить, вести себя вежливо, при удобном случае намекнуть "хорошо отблагодарю". Ну, ясное дело - внимательно следить за составлением схемы, за соответствием её действительности. После того, как схема составлена и подписана, гаишники назначают время разбора ДТП и, как правило, участники ДТП направляются на алкоэкспертизу.

Время до разбора следует потратить на тщательное изучение разделов ПДД, регламентирующих приведшую к ДТП ситуацию. Дабы увереннее себя чувствовать на разборе и тверже настаивать на своей правоте.

Вот решение вынесено. Следует отметить, что, в случае несогласия с ним - оспаривать его в суде малопродуктивно. Как сказал один знакомый гаишник, "судьи правил не знают, что мы им напишем - тому и верят". Также, практика показывает, что вообще судиться с ГАИ - неблагодарное занятие :). Однако же, если решение не в вашу пользу и сумма ущерба велика - можно попытаться, терять уже нечего.

Технически вынесение решения заключается в составлении на признанного виновным протокола типа "нарушив пункт правил такой-то, не уступил дорогу и допустил столкновение с автомобилем таким-то". Копия протокола выдается пострадавшему. После чего материалы дела отсылаются в районное ГАИ виновного, на основании этого протокола оно вынесет постановление по делу об административном правонарушении. Оное постановление также выдается пострадавшему в ДТП. Копия протокола и постановление отныне для него - билеты на получение денег. Если виновник добром платить не захочет - по этим бумажкам можно будет взыскивать деньги через суд.

После получения постановления следует определиться с суммой ущерба, т.е. - оцениться. Обычно гаишники сами дают направление на автоэкспертизу. Вовсе не обязательно оцениваться там, контор-оценок много, нелишне поспрошать-поузнавать, где оценивают хорошо и сдаваться туда. Просто починиться в любом сервисе и предъявить потом суду смету на ремонт - не прокатит, контора должна иметь лицензию именно на деятельность по оценке поврежденных автомобилей. Виновного в ДТП следует не менее чем за 3 дня пригласить учавствовать в оценке вашего авто. Можно сделать это телеграммой с уведомлением о вручении, но надежнее - доставить извещение лично, чтобы виновник расписался на втором экземпляре, мол, получил такого-то числа. Если виновник - фирма, пусть ещё поставят печать.

Оценка состоит из 2 этапов. На первом (в котором учавствуют все) - составляется акт повреждений, т.е. просто на бумаге фиксируются полученные пробоины. Хозяину авто надо стараться зафиксировать максимально больше повреждений, будущему плательщику - меньше. Из этих соображений виновнику не стоит игнорировать оценку - дабы не насчитали лишнего. Также хозяину авто желательно настоять, чтобы в акте было записано "возможно наличие скрытых дефектов" - вдруг таки что и вылезет в будущем ... После составления акта он подписывается сторонами. Далее контора-оценщик, на основании акта повреждений и собственных каталогов запчастей, расценок на работы - калькулирует стоимость ремонта. Это обычно занимает день-два. После чего смета выдается пострадавшему. Обычная такса оценочных контор - 5 % от насчитанной суммы (эти деньги платит пострадавший, но в дальнейшем они взыскиваются с виновного). Любая сторона, не согласная с суммой оценки - может переоценить повреждения в другом месте.

Опосля чего виновнику предлагается получившуюся сумму оплатить. Нормальной практикой является накинуть процентов 15-20 за моральный вред ... Сначала поговорить устно. Если виновник платить не хочет - дорога либо к бандитам, либо в суд ... Если в суд - то виновнику выставляется претензия примерно такого (архив 4 Кб) вида (заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично с росписью на втором экземпляре). Получив отказ либо не получив в срок ответа вообще - можно со всеми этими бумажками обращаться в суд. Дело выигрышное, вполне можно обойтись без адвоката ...

Вот примерно всё.

Следующая Назад Предыдущая